• Николай

Фотосъёмка в снегопад: прелести и проблемы

Все фотографы делятся на два типа: те, которые любят снег зимой, и те, кто его терпеть не может. Любят снегопады за то, что они дают реально абсолютно неповторимую атмосферу, а не любят за то, что к ней в нагрузку идут довольно неприятные технические сложности. О том, как избежать проблем при съёмке в снегопад и как создать волшебные снимки в снежный день, читайте в этом материале.

Снег — это не только каша под ногами и проблемы с транспортом. Иногда это ещё и очень красиво / Фото: brianwolfey.com

Съёмка днём в снегопад
Ночь, снегопад и контровый свет
Сложности при съёмке в снегопад
   Влага и холод
   Проблемы с фокусом при съёмке со снегом
   Вы хотели снег, а снег не идёт

Съёмка днём в снегопад

Для постановочного портрета снегопад может быть хорошим плюсом — он помогает создать тональную перспективу и добавляет кадру атмосферности. Также снег очень украшает видео — позволяет сделать более динамичной даже самую статичную сцену, в которой ничего не двигается. Если в кадре люди, снег отлично концентрирует внимание зрителя на них, как бы отгораживая героев от всего остального мира.

Есть два основных эффекта, которых можно добиться в снегопад: снег замороженный, застывший в воздухе и подмазанный. Тут нет правильного варианта, речь только о том, что вы хотите получить на фото.

Чтобы снежинки застывали точками, нужно использовать очень короткие выдержки — 1/250, 1/500, если сильная метель — 1/1000 и меньше. Чтобы снежинки оставляли на фото полосы, наоборот подойдут более длинные выдержки — 1/50, 1/100.

Слева 1/400, справа — 1/60. Сравните форму снежинок / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Главное при использовании длинных выдержек — не размазать всю фотографию. Подробнее об этом мы писали вот в этом материале.

Ночь, снегопад и контровый свет

Очень красивые сюжеты можно получить, снимая в снегопад вечером, используя контровую вспышку. Вспышка вычерчивает снег, делая его часть композиции на фотографии. Например, можно добиться вот такого эффекта:

Без снежинок был бы просто портрет в городе. С ним — уже получается магия / Фото: petapixel.com

Чтобы получить подобный эффект, нужно ставить вспышку прямо за модель, чтобы человек стоял между светом и камерой. Обычно для этого используется стойка. Можно работать с ассистентом, но его сложнее спрятать за модель в кадре. В некоторых случаях сам герой кадра может держать вспышку в дальней от камеры руке, но так работать не очень удобно.

Есть два подхода к тому, сколько источников света нужно для съёмки подобных кадров. Чтобы получить картинку выше, понадобится, как минимум вторая вспышка, которая подсветит модель спереди. И можно снимать с одним контровым источником света. В таком случае будут получаться более силуэтные картинки, которые также имеют право на жизнь.

Силуэт с одной вспышкой и более проработанный кадр с передним светом / Фото: brianwolfey.com

В случае со съёмкой в темноте, кстати, становятся не столь важными выдержки. В этом случае снег замораживается в воздухе за счёт длины импульса вспышки.

Кстати, контровым источником света необязательно должна быть вспышка. Можно использовать и источник постоянного света, главное, чтобы он был достаточно яркий. Обычных городских фонарей может быть мало. А вот с включёнными фарами авто можно получить достаточно впечатляющие снимки. Единственный момент — если снимаете с источником постоянного света, нужно следить за выдержками, чтобы не получить размазанный снег. Если видите смаз, укорачивайте выдержку.

Сложности при съёмке в снегопад

Красивых картинок показали, возможно, кого-то уговорили пойти поснимать под снежком. Подождите собирать рюкзак, есть несколько моментов, которые могут испортить вам красивую съёмку.

Влага и холод

Помните о технике безопасности: с одной стороны снег — это вода, а значит, защищать камеру от него нужно также, как от дождя. Существуют камеры с влагозащитой, которые не боятся несильного снежка или дождя. Важно, чтобы влагозащита была и у камеры, и у объектива. Если что-то одно защищённое, а другое — нет, вся защита превращается в тыкву.

Если у вашей аппаратуры нет защиты, стоит подумать о чехле, дождевике или защитить камеру зонтом. Помните о том, что защите нуждается вся аппаратура, не только камера, вспышки тоже. Если вы используете вспышку без какого-либо модификатора, её можно просто завернуть в обычный целлофановый пакет. Он и не даст вспышке намокнуть и сработает как примитивный рассеиватель, сделав свет несколько мягче.

С другой стороны, снег связан с низкими температурами, которые для техники тоже не полезны. Подробнее о том, как защитить свою камеру зимой, мы писали здесь. Второй момент, который нужно также держать в голове — на холоде быстрее разряжаются батареи. Причём и у камеры, и у источников света. Поэтому, планируя снежную съёмку, обязательно берите с собой запас аккумуляторов.

Проблемы с фокусом при съёмке со снегом

Одна из самых больших проблем, которая может вылезти при съёмке в снегопад — сложности с фокусировкой. Дело в том, что снег — отличная мишень для автофокуса, за которую он очень любит цепляться. И если сильно не повезёт, часть кадров будет выглядеть вот так.

Лучше всего получился снег на переднем плане. Что там было на заднем — уже неизвестно / Фото: unsplash.com

Особенно эта проблема становится критичной при работе на открытых диафрагмах, которые дают крайне малую глубину резкости. Что с этим можно поделать:

— если вы снимаете пейзаж или что-то столь же неподвижное со штатива, используйте ручной фокус. Это гарантированно решит проблему;
— при съёмке портрета сделать акцент на крупных планах. Чаще всего промахи по фокусу портят поясные и ростовые кадры;
— если условия позволяют, прикрывать диафрагму, увеличивая глубину резкости. Даже если фокус уйдёт на снежинки, это будет не так заметно;
— если у камеры есть интеллектуальный режим фокуса по лицам, стоит использовать его;
— стараться фокусироваться на чём-то контрастном. Если вы ставите фокусировочную точку на живот человека в чёрной куртке, шансы, что фокус уйдёт на снежинки, увеличиваются. Лучше фокусироваться на глазах (если портрет крупный) или границе одежды или волос и лица (если ростовой);
— смириться и снимать больше дублей с запасом на то, что часть уйдёт в брак из-за проблем с фокусом. 

Как добавить снег на фото на постобработке

И такое бывает: вы насмотрелись красивых снежных картинок, запланировали красивую съёмку со снегом, а его нет. Погода — штука очень непредсказуемая. 

Тут можно либо смириться и снимать без снега, либо переносить съёмку и все-таки ловить снегопад, либо сделать компромиссный вариант — подбрасывать снег или купить снег в баллоне. Он смотрится не так впечатляюще, как настоящий, но тоже добавляет атмосферы.

Или можно добавить снега на постобработке. Для этого нужно найти подходящую картинку со снегом, например, на фотостоке. На бесплатном unsplash.com есть достаточно много вариантов по запросу snow overlay. Нам нужны картинки, на которых будет только снег и чёрный фон.

Картинки вот такого плана отлично подойдут / Фото: unsplash.com

Скачиваем подходящее фото, открываем фото в фотошопе, на которое нужно добавить снега и добавляем прямо на него картинку со снегом. Меняем режим наложения с Normal/Нормальный на Screen/Экран.

Режимы наложения живут здесь / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

И готово. Дальше можно любоваться результатом или немного доработать маску слоя, если например, вы не хотите, чтобы снежинки перекрывали лицо вашей модели.

Один и тот же снимок с добавленным снегом и без него / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest