О нём мало говорят, потому что сложно что-то сказать о пустоте. Негативное пространство — пустое, не заполненное ничем место вокруг объекта. И эта пустота — важный элемент композиции, с которым нужно уметь работать. Сегодня поговорим о том, как использовать негативное пространство, чтобы создавать гармоничные фото и расставлять правильные акценты.
Что такое негативное пространство, в чём его смысл
Где и как можно использовать негативное пространство в композиции
Советы по использованию негативного пространства
Что такое негативное пространство, в чём его смысл
Негативное пространство — это пустое место, область на фотографии, где ничего не происходит. Она может быть заполнена чем-то однотонным, или плавным градиентом, или каким-то другим, лишенным выраженной текстуры и детализации фоном. Яркий пример — фото на фоне туманного или ярко-синего неба без облаков.
Также в роли негативного пространства может выступать вода, однотонные стены или студийные фоны, песок и тому подобные вещи. Главная идея тут в том, чтобы фон не тянул на себя внимание, воспринимался как пустой.
Антипод негативного пространства — это детализированный фон, который даёт дополнительные смысловые нагрузки. Это может быть городской пейзаж, горы, лес, деревья, толпа людей.
Негативное пространство может выполнять ряд функций при компоновке фотографий:
– эстетика. Минималистичные фотографии с большим объёмом негативного пространства банально красивы. Они дают глазам зрителя отдохнуть;
– масштаб и контраст. Интересный эффект дают фото чего-то, что мы привыкли считать большим, с большого расстояния в окружении негативного пространства. Этот объект внезапно становится совсем маленьким;
– эмоции. Чаще всего с помощью негативного пространства можно передать спокойствие, одиночество, печаль;
– концентрация внимания зрителя на объекте. Как ни пародоксально, негативное пространство помогает фокусировать внимание зрителя на главных объектах кадра. Взгляд зрителя притягивает главный объект, но он не может не может не заметить большой участок пустоты, который окружает эту фигуру;
– дать воздух для взгляда героя. Если в кадре человек и он смотрит не в камеру, хорошо бы, чтобы его взгляду было куда двигаться. Это создаёт динамику в кадре и часто вообще оказывается залогом удачной композиции. Сравните два варианта кадрирования одного и того же снимка:
Здесь, кстати, негативное пространство ещё и хорошо укладывает композицию фотографии в правило третей.
Где и как можно использовать негативное пространство в композиции
Пустота принимает множество форм. Проще всего найти её в природе: закаты на ясном небе и гладь озера и моря, туманы и бескрайние поля — ваши лучшие друзья, если хочется попрактиковаться в создании фотографий с негативным пространством.
Самый простой вариант для практики — выходить куда-то на более-менее открытое пространство в пасмурный день. Затянутое облаками небо — отличный пример негативного пространства. Также интересного эффекта можно добиться, если удастся поймать туман или при съёмке зимой.
Снега выглядят красиво, но нет такого правила, чтобы негативное пространство было обязательно строго одного цвета или было полностью лишено текстуры. Это может быть трава, пески пустыни, облачное небо. В широком понимании термина, негативное пространство — это скорее про соотношение объёмов объекта и фона как малого и большого.
Очень эффектно выглядят кадры, где на негативном пространстве прослеживается какой-то ритм или паттерн.
Негативное пространство можно не только найти, его можно создать. Например, при помощи правильной аппаратуры. Этим приёмом мы все (иногда неосознанно) пользуемся, когда размываем фон при съёмке портрета на светосильный объектив. Задний план уходит в боке, отделяя человека от фона, создавая негативное пространство.
Например, посмотрим на этот снимок на Nikkor 105mm f/1.4.
В общем-то, это одна из причин, почему многие фотографы любят работать со светосильными портретниками — эти объективы позволяют носить негативное пространство с собой всегда.
Также снимки с негативном пространством легко создавать на однотонном фоне в студии. Например, вот так:
Кстати, фон на левой фотографии был надставлен на постобоработке. Это нормальная история в случае, если в студии мало места или вы просто не догадались изменить кадрирование прямо на съёмке.
Для того, чтобы растянуть фон, можно использовать инструмент штамп в Adobe Photoshop или, если вы используете одну из последних версий программы, с такими задачами хорошо справляется фильтр Generative Fill на искусственном интеллекте. Подробнее о том, как это работает, мы писали здесь.
Советы по использованию негативного пространства
Скорее всего, если вы хоть раз что-то снимали в своей жизни, у вас точно были кадры, в котором используется негативное пространство. Скорее всего, это был неосознанный шаг, но совсем без него обойтись трудно.
Если вы решили осваивать этот приём композиции, можно начать с того, чтобы контролировать, если ли в вашем кадре воздух. Очень часто рекомендуют следить за тем, чтобы негативное пространство занимало не менее 50% площади кадра. В противном случае фотографии могут казаться перегруженными и захламлёнными.
Впрочем, иногда от использования негативного пространства можно и нужно отказаться. Например, чтобы показать суету и ритм большого города или вокзала.
Ещё можно привести в пример подобный снимок — это также пример работы с негативным пространством. Его здесь нет. Кадр считывается плотным, заполненным.
Используйте пустоту осознанно. Пусть она подчёркивает ваш главный объект, тянет к нему взгляд зрителя, передаёт эмоции.
Снимки, построенные вокруг негативного пространства, должны выглядеть чёткими и минималистичными. Если в вашу пустоту вмешиваются какие-то отвлекающие детали, стоит подчистить их в графическом редакторе. Например, в Adobe Photoshop можно воспользоваться штампом или лечащей кистью.
Читайте также:
Как убрать в Фотошопе лишнее: от проводов до человека
Ищите нестандартные ракурсы и подходы. Существуют очень необычные примеры использования негативного пространства в фотографии. Например, фото, созданные фотографом Амолом Джадхавом для социальной рекламы, цель которой — пропагандировать брать домой домашних животных из приютов. На снимках — люди, которые обнимают друг друга. А негативное пространство между ними имеет форму животных.
Ищите нестандартные ракурсы и подходы