Тусклые, неяркие, приглушённые — такие цвета могут быть фишкой, вокруг которой строится колористика кадра. А могут быть проблемой, которую нужно как-то решить. Цвет может получаться тусклым и невыразительным в силу разных причин: это может быть и неудачный свет при съёмке, и некорректные настройки камеры. Для тех, кто хочет расстаться с этой проблемой и получить насыщенные и выразительные цвета на фото или улучшить их при обработке, мы подготовили несколько советов.
Важная ремарка: очень часто проблему с цветом нужно решать ещё на этапе съёмке. Поэтому в этом тексте будут советы и про съёмку, и про обработку.
При съёмке используйте корректный цветовой профиль
Не игнорируйте баланс белого
Снимайте в RAW
Не пересвечивайте и не выбеляйте снимки
Будьте осторожнее с контровым светом
Насыщенность на постобработке: Vibrance и Saturation
Насыщенность отдельных цветов через HSL
При съёмке используйте корректный цветовой профиль
У каждой камеры (по крайней мере у зеркалок, беззеркалок и продвинутых компактов) есть цветовые профили — это набор настроек, с помощью которых камера интерпретирует цвет. Если вы хотите получить максимально насыщенные цвета, стоит использовать профили типа Vivid или Landscape (у Fujifilm, у которых всё не как у людей — Velvia).
Наглядно, что профили делают с цветом, демонстрирует эта иллюстрация:
Обратите внимание на цвета травы, облаков и платья невесты — на первом оно более белое, на правом — видно, что белая ткань отражает цвет неба.
Важный момент: насыщенные профили дают насыщенные цвета, но иногда могут искажать цвет кожи людей, делая его багровым (особенно этим грешит профиль Vivid у Nikon). Если вы планируете снимать людей, которые склонны краснеть (и переживать по этому поводу), лучше использовать всё же портретный профиль, а с насыщенностью работать другими способами, речь о которых пойдёт ниже.
Если вы снимаете в RAW, о цветовом профиле можно не беспокоиться — его всегда можно выбрать и заменить на этапе постобработки.
Не игнорируйте баланс белого
Баланс белого — это очень важно. Если выставить его некорректно, из-за паразитного оттенка снимки будут казаться более тусклыми и невыразительными.
Иллюстрация выше наглядно показывает, что может натворить плохой баланс белого. Снимок слева выглядит и тусклее и темнее, хотя единственная изменённая настройка здесь — это баланс белого.
Подробнее о выборе и настройке правильного баланса белого можно почитать здесь. Помните, что человеческий глаз лучше воспринимает тёплый цвет, поэтому чуточку тепловатый баланс будет приятнее, чем холодноватый. Если, например, вы снимаете на улице и погода переменчивая — то солнце, то набегают тучи, лучше ставьте пасмурный ББ (он более тёплый)
Особенно важен правильный баланс белого при съёмке в JPEG. В этом случае сильная ошибка может оказаться неисправимой. Для RAW это не так важно — в этом случае ББ можно легко поправить на стадии постобработки.
Снимайте в RAW
Съёмка в «сырые» форматы даёт гораздо больше свободы рукам в плане цветокоррекции. Если вы настроены поработать с цветом и сделать его ярче и насыщеннее, стоит научиться работать с RAW. В таких файлах гораздо больше информации о цвете, поэтому они легко позволяют сделать снимки ярче, тусклее и вообще какими угодно.
У съёмки в RAW есть несколько потенциальных проблем: они занимают больше места, требуют большего объёма на картах и дисках. Подробнее о съёмке в RAW и JPEG читайте здесь.
Не пересвечивайте и не выбеляйте снимки
Цвет живёт в тенях. Большинство цветов просто не могут быть насыщенными, когда они слишком светлые. Так работает физика цвета. Кроме разве что ярко-жёлтого — вот он не может быть тёмным. Cравним два снимка:
Причём обратите внимание на гистограммы. Если подходить к цветокоррекции формально, правый снимок проэкпонирован правильно, а левый скорее недосвечен — изгиб гистограммы сильно смещён влево. Но что касается цвета, он определённо лучше выглядит на левой картинке. Даже если не говорить про атмосферу и общую уместность цветокоррекции.
Есть даже практика, когда специально при съёмке ставится минусовая экспокоррекция — где-то на -1. Существует мнение, что такой подход позволяет сохранить больше информации о цвете. А потом снимки локально осветляются на постобработке.
Такой подход действительно позволяет получить интересный цвет, но есть один нюанс. Чтобы использовать этот лайфхак, важно быть уверенным в своей аппаратуре — нужно, чтобы тени хорошо тянулись, не выдавая совсем уж сильных шумов. Это скорее свойственно современным полнокадровым камерам,а из кропов, пожалуй, только фуджикам — у них хитрая матрица, которая хранит много информации и светах, и в тенях и позволяет хорошо тягать даже JPEG. Но лучше, конечно, такие фокусы проворачивать с RAW.
Будьте осторожнее с контровым светом
При съёмке в контровом свете цвета будет меньше. Это аксиома, с ней ничего не поделаешь. Особенно выраженная проблема может появиться, если вы сняли практически силуэт и потом пытаетесь вытянуть тени. Так вот: там цвета не будет — в глубоких тенях он не сохраняется.
Просто смиритесь. Или научитесь работать с отражателем — он будет подсвечивать тени и сохранять информацию о цвете. И кстати, добавлять объёма. Подробнее о том, как отражатель влияет на картинку, читайте здесь.
Насыщенность на постобработке: Vibrance и Saturation
Непосредственно с насыщенностью в Adobe Lighroom можно поработать при помощи двух основных инструментов коррекции — Vibrance и Saturation. В принципе они делают одно и то же, но немного по-разному.
В русскоязычных адобовских продуктов Vibrance какой-то умник перевёл как «Сочность». Saturation существует под нейтральным именем «Насыщенность». Так вот, не бойтесь дурацкого слова, крутите Vibrance. Очень часто этот параметр отрабатывает существенно лучше и деликатнее. Разницу между этими двумя параметрами сложно описать словами, но легко иллюстрацией:
На среднем снимке модель выглядит просто более загорелой, на правом — откровенно оранжевой. Так происходит, поскольку Saturation оказывает более линейное и выраженное влияние на насыщенность цвета. Понятно, что иллюстрация выше специально утрированная, чтобы показать работу настроек.
Если бы ставили не +75, а +10, такое безобразие бы не получилось. И тем не менее, при цветокоррекции портрета лучше работать с Vibrance. Saturation на небольших значениях может быть уместен при обработке, например, снимков спортивных состязаний или пейзажей.
Насыщенность отдельных цветов через HSL
Иногда хочется сделать не всё фото в целом насыщеннее, а усилить один конкретный цвет. Например, возьмём первый снимок со свадьбы — предположим, мне нужно сделать зелень ярче, а вот тон кожи молодожёнов меня устраивает — его я менять не хочу.
Для этого мы будем использовать раздел HSL в Adobe Lightroom. Здесь можно изменить оттенок (Hue), насыщенность (Saturation) или светлоту (Luminance) любого цвета по отдельности. Нас будет интересовать насыщенность.
Трава будет относиться либо к жёлтым, либо к зелёным. А скорее всего, к обоим сразу. Поэтому попробуем сдвинуть ползунки этих цветов в правую сторону и посмотрим на результат.
При работе с HSL важно следить, чтобы цвет, насыщенность которого вы меняете, не цеплял за собой цвет кожи моделей. Здесь кожа считает себя оранжевой и при работе с жёлтым не меняется. Но это не всегда так. Если у людей кожа желтоватая, её легко зацепить при работе с травой или листвой деревьев.
Вернёмся к тому, с чего мы начинали — что цвет живёт в тенях. И попробуем сделать ещё одну коррекцию — уменьшим светлоту жёлтого и зелёного. Результат будет таким:
Когда работаете со светлотой, старайтесь располагать бегунки «лесенкой», как на иллюстрации выше. В противном случае могут появиться пастеризации — чёткие контуры на границе разных цветов. Это некрасиво.